Наше чтение

Список книг для чтения в 8 классе

Античная литература

Гомер. Одиссея. Илиада

Эсхил. Прометей Прикованный. *И. Гёте. Прометей

*Еврипид. Медея. *Софокл. Антигона. *Аристофан. Лягушки.

Древнерусская литература

Слово о полку Игореве.

Житие протопопа Аввакума.

* Ю. Нагибин. Огненный протопоп.

Литература Средних веков

Тристан и Изольда.

Данте. Божественная комедия.

Литература эпохи Возрождения

Ф.Петрарка. Сонеты.

Шекспир. Ромео и Джульетта. Гамлет. *Макбет. * Двенадцатая ночь. Сонеты.

* Н.С. Лесков. Леди Макбет Мценского уезда.

Классицизм

Ж.Б. Мольер. Мещанин во дворянстве. Тартюф.* Скупой. *Дон Жуан.

*М.А. Булгаков. Жизнь господина де Мольера. Собачье сердце. *Роковые яйца.

Д.И. Фонвизин. Недоросль. *Бригадир.

Творчество М.В. Ломоносова и Г.Р. Державина. * Ю. Нагибин. Остров любви.

* И.И. Лажечников. Ледяной дом.

Сентиментализм

* Ж.-Ж. Руссо. Новая Элоиза.

* И. Гёте. Страдания юного Вертера.

Н.М. Карамзин. Бедная Лиза.

А.Н. Радищев. Путешествие из Петербурга в Москву.

Романтизм

М.Ю. Лермонтов. Мцыри. Демон.

Реализм

А.С. Пушкин. Капитанская дочка. История Пугачёвского бунта.

*М.И. Цветаева. Мой Пушкин.

Н.В. Гоголь. Ревизор. *Женитьба.

Книги о Великой Отечественной войне

А. Приставкин. Ночевала тучка золотая.

Б.Васильев. А зори здесь тихие. В списках не значился.

В. Быков. Дожить до рассвета. Обелиск. Сотников.

К.Д. Воробьёв. Убиты под Москвой.

Ю.В. Бондарев. Горячий снег.

Внеклассное чтение

* И.А. Бунин. Лёгкое дыхание. Митина любовь. Господин из Сан-Франциско.

В.В. Набоков. Пасхальный дождь.* Другие берега.

* А.И. Куприн. Олеся. Гранатовый браслет.

* О. Бальзак. Отец Горио. Евгения Гранде. Шагреневая кожа.

* В.Гюго. Собор Парижской богоматери. Отверженные.

* Стендаль. Красное и чёрное.

*Ч Диккенс. Крошка Доррит. Посмертные записки Пиквикского клуба.

*Э.Т.А. Гофман. Крошка Цахес по прозвищу Циннобер.

«Не пропустите отрочество!»

Дорогие мои восьмиклассники! Вы помните нашу  встречу с писателем Мариэттой Чудаковой в декабре 2010 года?  Наш разговор о книгах, которые надо успеть прочитать в детстве и отрочестве? О трёх законах чтения, которые многих из вас поразили? Об этих законах  М. Чудакова напоминает нам в книге «Время читать. Не для взрослых:» «Есть три закона чтения.
Первый: нет книг, которые читать - рано.
Второй: есть книги, которые читать - поздно.
И третий:  именно в отрочестве надо составить список книг, которые в жизни надо обязательно успеть прочесть. Составить - и после этого отказаться от чтения всякой чепухи, которой сейчас везде - навалом» .
Мариэтта Омаровна подарила нашей библиотеке несколько книг, среди которых две книги «не для взрослых» - «Время читать». Открываются они обращением писателя к вам, отрокам и отроковицам:

НЕ ПРОПУСТИТЕ ОТРОЧЕСТВО!
Когда-то в России был такой возраст отрочество. Недаром Лев Толстой так и назвал три части своей трилогии: «Детство», «Отрочество», «Юность».
В самом главном нашем Академическом словаре написано, что отрочество - «возраст между детством и юностью».
По-моему, довольно непонятное пояснение. Когда кончается детство? У всех по-разному. У одних - в шесть лет: они уже и младших нянчат, на огороде и во дворе родителям по-взрослому помогают. А приходилось встречать и таких, у кого оно и в 40 лет еще не кончилось.
Вот в словаре Даля про отрочество сказано более четко - это пора (хорошее, между прочим, слово) «от 7 до 15 лет».
Потом, в советское время, эта самая пора куда-то подевалась… «Советские дети» (нередко добавлялось - «самые счастливые в мире») - а потом сразу «советская молодежь».
Правда, было еще такое выражение - «пионеры и школьники». Это вообще не очень понятно, что такое, потому что с третьего класса всех поголовно принимали в пионеры, никакого согласия ни у кого не спрашивали.
Да, еще называли - «учащиеся». Все вообще, кто ходил в школу или в какое-нибудь училище. А лет с 17-ти они уже были - «молодежь и студенты». Например - «Всемирный фестиваль молодежи и студентов» (летом 2007 года как раз отмечали его 50-летие). Тоже не очень-то понятно - ведь и студенты не старики.
Ну, советская власть давно кончилась и уже нельзя ее спросить - почему ей так не нравилось это слово. Но этот возраст - отрочество - все равно существует. И он, может быть, самый важный в жизни человека.
В это время складываются привычки. Хорошие или плохие, но на всю жизнь. Совершаются благородные поступки - потому что тяга к добру еще не задавлена, не скорректирована корыстными или еще какими-нибудь расчетами. Принимаются важные решения. И некоторые люди следуют тому, что решили в отрочестве, всю свою жизнь.
В это важное, но короткое время или прочитываются некоторые книги - или не прочитываются уже никогда.
Потому что есть три закона чтения, и два с половиной из них выведены мною лично.(Они приведены выше).

М.Нестеров «Видение отроку Варфоломею»

Алексей Кившенко «Захват московскими войсками Марфы-Посадницы и вечевого колокола»
Задание: Подберите к представленным иллюстрациям текст из прочитанных    произведений

Список книг для чтения в 7 классе
Повесть о Петре и Февронии.
.Житие Сергия Радонежского.
Б. К. Зайцев "Преподобный Сергий Радонежский"
Н.М. Карамзин "Марфа-посадница"
А.С. Пушкин "Полтава", "Медный всадник", "Пиковая дама", "Борис Годунов"
Рождественские рассказы.
Н.В.Гоголь "Петербургские повести"
О. Уальд. Портрет Дориана Грэя.
М.Ю. Лермонтов. Маскарад. Лирика.
Н.А. Некрасов. Русские женщины.
И..С. Тургенев "Записки охотника", "Ася", "Первая любовь"
Л.Н.Толстой "Детство", "Отрочество", "Юность", "После бала"
Л.Н. Андреев "Бергамот и Гараська", "Петька на даче", "Ангелочек"
И.А.Бунин "Танька", "Лапти", "Цифры"
А.П.Чехов "Гриша", "Кухарка женится", "Детвора", "Мальчики", "Дома", "Спать хочется", "Степь"
М.А.Шолохов "Судьба человека"
А. Грин "Алые паруса"
Е.Л. Шварц "Дракон", "Обыкновенное чудо", "Тень"
В.Скотт "Айвенго"
А.Дюма "Три мушкетёра"
Ч.Диккенс "Жизнь и приключения Оливера Твиста"
Б.Кауфман "Вверх по лестнице, ведущей вниз"


 19 марта 2010 года мы участвовали в читательском форуме 
"Ты нужные книги в детстве читал?"



Фотографии можно посмотреть на сайте гимназии


В.Высоцкий "Баллада о борьбе" 





Средь оплывших свечей и вечерних молитв,
Средь военных трофеев и мирных костров
Жили книжные дети, не знавшие битв,
Изнывая от мелких своих катастроф.

Детям вечно досаден
Их возраст и быт —
И дрались мы до ссадин,
До смертных обид,
Но одежды латали
Нам матери в срок —
Мы же книги глотали,
Пьянея от строк.

Липли волосы нам на вспотевшие лбы,
И сосало под ложечкой сладко от фраз,
И кружил наши головы запах борьбы,
Со страниц пожелтевших слетая на нас.

И пытались постичь
Мы, не знавшие войн,
За воинственный клич
Принимавшие вой,
Тайну слова "приказ",
Назначенье границ,
Смысл атаки и лязг
Боевых колесниц.

А в кипящих котлах прежних боен и смут
Столько пищи для маленьких наших мозгов!
Мы на роли предателей, трусов, иуд
В детских играх своих назначали врагов.

И злодея следам
Не давали остыть,
И прекраснейших дам
Обещали любить;
И, друзей успокоив
И ближних любя,
Мы на роли героев
Вводили себя.

Только в грёзы нельзя насовсем убежать:
Краткий век у забав — столько боли вокруг!
Попытайся ладони у мёртвых разжать
И оружье принять из натруженных рук.

Испытай, завладев
Ещё тёплым мечом
И доспехи надев, —
Что почём, что почём!
Разберись, кто ты: трус
Иль избранник судьбы —
И попробуй на вкус
Настоящей борьбы.

И когда рядом рухнет израненный друг
И над первой потерей ты взвоешь, скорбя,
И когда ты без кожи останешься вдруг
Оттого, что убили его — не тебя,

Ты поймёшь, что узнал,
Отличил, отыскал
По оскалу забрал —
Это смерти оскал!
Ложь и зло — погляди,
Как их лица грубы,
И всегда позади
Вороньё и гробы!

Если мяса с ножа
Ты не ел ни куска,
Если руки сложа
Наблюдал свысока,
А в борьбу не вступил
С подлецом, с палачом, —
Значит в жизни ты был
Ни при чём, ни при чём!

Если, путь прорубая отцовским мечом,
Ты солёные слёзы на ус намотал,
Если в жарком бою испытал что почём, —
Значит нужные книги ты в детстве читал!
1975



Размышления о прочитанной книге

Счастливая, счастливая, невозвратимая пора детства?..


Книги бывают разные. Некоторые не оставляют никаких впечатлений, некоторые вызывают непонятные чувства, а некоторые заставляют задуматься, вспомнить и заново понять то, что было раньше. Одной из таких книг, совершенно неожиданно для меня, стала книга Павла Санаева "Похороните меня за плинтусом". Прочитав эту книгу, я задумалась, а было ли счастливым детство Саши Савельева, главного героя этой книги?Мальчику, от лица которого ведётся повествование, казалось, что он бесправный и несчастный. Он не мог общаться со своими сверстниками, как бы ему хотелось, из-за частых простуд он редко ходил в школу, он был разлучён с мамой.
К сожалению, ему не доставало материнской любви, а бабушкиной тогда еще он не понимал. Он жил с бабушкой и дедушкой, а их любовь отличается от любви родительской. Она более трепетная, более ответственная и в то же время очень эгоистичная.
Так было ли счастливым его детство? Я думаю, да. Он был окружен заботой, вниманием, лаской он не был брошен и с возрастом он смог это оценить.
Иначе не была бы написана эта книга. Благодаря таланту и удивительной чуткости Павла Санаева его книга  донесла до нас детские впечатления, чувства, эмоции, очень глубокие переживания мальчика: что очень трудно сделать взрослому человеку.
Александра Бронштейн


 Над поэтической строкой



 Р. Киплинг  "Заповедь" 

перевод М. Лозинского
Владей собой среди толпы смятенной,
Тебя клянущей за смятенье всех,
Верь сам в себя, наперекор Вселенной,
И маловерным отпусти их грех;
Пусть час не пробил - жди, не уставая,
Пусть лгут лжецы - не снисходи до них;
Умей прощать и не кажись, прощая,
Великодушней и мудрей других.
Умей мечтать, не став рабом мечтанья,
И мыслить, мысли не обожествив;
Равно встречай успех и поруганье,
Не забывая, что их голос лжив;
Останься тих, когда твое же слово
Калечит плут, чтоб уловлять глупцов,
Когда вся жизнь разрушена и снова
Ты должен все воссоздавать с основ.
Умей поставить в радостной надежде,
На карту все, что накопил с трудом,
Все проиграть и нищим стать, как прежде,
И никогда не пожалеть о том,
Умей принудить сердце, нервы, тело
Тебе служить, когда в твоей груди
Уже давно все пусто, все сгорело
И только Воля говорит: "Иди!"
Останься прост, беседуя с царями,
Останься честен, говоря с толпой;
Будь прям и тверд с врагами и друзьями,
Пусть все, в свой час, считаются с тобой;
Наполни смыслом каждое мгновенье,
Часов и дней неумолимый бег, -
Тогда весь мир ты примешь во владенье,
Тогда, мой сын, ты будешь Человек! 


http://ru.wikipedia.org/wiki/Rudyard_Kipling 
http://www.24open.ru/Oksana3514607/blog/1798073/?showlogin=1 

Задание: Поделитесь своими размышлениями о прочитанном стихотворении






















 

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...