среда, 1 декабря 2010 г.

В музее Русской словесности XVIII века

У памятника поэту
«В гостях у хозяина дома»
Мы побывали в петербургской усадьбе Гаврилы Романовича Державина. Нас встречал гостеприимный хозяин дома,  рассказывал о себе, читал отрывки из поэтических произведений, водил по комнатам и залам своего дома, в которых на рубеже XVIII и XIX веков бывали многие известные поэты, писатели, политики того времени, близкие друзья Державина.
«Храмовидный дом» поэту помогал создавать  известный русский архитектор Н.А.Львов. Нас поразила овальная гостиная, «златовидные» соломенные обои которой украшает пейзажная вышивка, выполненная членами семьи поэта. Наиболее значимой комнатой дома является кабинет Г.Р.Державина. Вся мебель в нем была создана «по изобретению» поэта: шкафы-обманки, маскирующие входные двери, стол с «подъемным налоем», диван с тумбами по бокам, в ящиках которых хранились «проекты по делам службы» и «стихотворство».
На этой театрализованной экскурсии роль российского поэта и государственного деятеля исполнил Заслуженный артист России Виктор Харитонов, выпускник нашей гимназии.
"Не умел я притворяться..."

Ода Фелице

Аватар Снеговичок радостно подпрыгивает














Предлагаю ответить на следующие вопросы:


1.Назовите известные вам имена русских поэтов XVIII века.
2. Кто из известных деятелей культуры XVIII века бывал в доме Державина?
3. Как произошла фамилия поэта?
4. «Примечания достойно, что когда в 1744 году явилась большая, 
весьма  известная  ученому свету комета, то при первом на  нее 
воззрении  младенец, будущий поэт Державин, указывая  на  нее перстом, 
первое слово  выговорил: __________ 
5. Кто является архитектором дома 118 на наб. реки  Фонтанки?
6. Какое из этих стихотворений принадлежит Державину?
1. Если б милые девицы                  
Так могли летать, как птицы,
И садились на сучках,
Я желал бы быть сучочком,
Чтобы тысячам девочкам
На моих сидеть ветвях.
Пусть сидели бы и пели,
Вили гнезда и свистели,
Выводили и птенцов;
Никогда б я не сгибался,
Вечно ими любовался,
Был счастливей всех сучков.



2. Кольцо души девицы
Я в море уронил:
С моим кольцом я счастье
Земное погубил.
 
Мне, дав его, сказала:
"Носи, не забывай;
Пока твое колечко,
Меня своей считай!"
 
Не в добрый час я невод
Стал в море полоскать;
Колько юркнуло в воду;
Искал... но где сыскать?!
 
С тех пор мы как чужие,
Приду к ней - не глядит,
С тех пор мое веселье
На дне морском лежит.
 

3. .Молчите, струйки чисты,
Дайте мне вещать;
Вы птички голосисты,
Престаньте воспевать.
 
Пусть в рощах раздаются
Плачевные слова!
Ручьями слёзы льются,
Стонут дерева.
 
Ты здесь, моя отрада,
Любезный пастушок,
Со мной ходил от стада
На крутой бережок.
                       
 
7. Из какой оды Державина приведены эти  строки?
Я связь миров, повсюду сущих,
Я крайня степень вещества;
Я средоточие живущих,
Черта начальна божества;
Я телом в прахе истлеваю,
Умом громам повелеваю,
Я царь - я раб - я червь - я бог!
Но, будучи я столь чудесен,
Отколе происшел? - безвестен;
А сам собой я быть не мог.
8. Какой царице Державин посвятил оду «Фелица» и как был награждён за неё?
9. Чему посвящено это стихотворение Державина:
Сядь, милый гость! здесь на пуховом
Диване мягком отдохни;
В сем тонком пологу перловом
И в зеркалах вокруг усни;
Вздремли после стола немножко,
Приятно часик похрапеть:
Златой кузнечик, сера мошка
Сюда не могут залететь.
10. Кого воспевает поэт в этих строках:    
Приди ко мне, Пленира,
В блистании луны,
В дыхании зефира,
Во мраке тишины!
11. Как называли обеденный стол в доме Державина и почему?
12. Сколько дверей в кабинете Державина и в чём их секрет?

1 коммент.:

Svetlana комментирует...

Кто исправит допущенные ошибки в ответах нашего одноклассника?
1) Г.Р.Державин (1743—1816); И.М.Долгорукий (1764—1823); Н.М.Карамзин (1766—1826); М.Н.Муравьёв (1757—1807); В.С.Пушкин (1766—1830); А.Н.Радищев (1749—1802).
2) Политический деятель, князь А.А.Безбородко, член Государственного совета, сенатор, граф А.С.Строганов, писатель-сатирик Д.И.Фонвизин, директор Императорской Публичной библиотеки в Санкт-Петербурге А.Н.Оленин, русский историк и писатель Н.М.Карамзин, баснописец И.А.Крылов, поэт В.А.Жуковский, художник Д.Г.Левицкий, литератор С.Т.Аксаков, граф А.И.Мусин-Пушкин, митрополит Евгений (Болховитинов).
3) Согласно семейной легенде, свое начало род берет от мурзы Багрима, который в княжение князя Василия Темного выехал из Большой Орды служить на Руси, и был крещен великим князем в православную веру. А внук Багрима, Алексей, по прозвищу Держава, дал звучную фамилию роду Державиных.
4) "Бог!"
5) архитектор Н.А.Львов: проект крепостных Невских ворот Петропавловской крепости (1784-1787), здание Главпочтамта.
6) I – Г.Р.Державин «Шуточное желание», II – В.А.Жуковский, III – М.В.Ломоносов.
7) «Бог»
8) Екатерине II, вскоре он получил назначение на пост губернатора Олонецкой губернии.
9) Посещение Державина П.Л.Вельяминовым, приближенного к членам львовско-державинского кружка (1795г.).
10) Пленира — так обыкновенно называл в стихах Державин свою первую жену Е.Я.Бастидон (умерла 15 июля 1794 г.). Сочинено «по случаю, что на другой день смерти первой жены его, лежа на диване, проснувшись поутру, видел, что из дверей буфета течет к нему белый туман и ложится на него, потом как будто чувствовал ласкание около его сердца неизвестного какого-то духа»
11) «Сороконожка» - по количеству ног.
12) По эскизам Львова в кабинете Державина было исполнено 9 книжных шкафов (стены кабинета), на каждом из них представлены гипсовые бюсты «мудрецов, философов и великих людей древности». Три из этих шкафов – «обманки»; в действительности это двери кабинета, декорированные под шкафы с книгами. Через них можно выйти в другие комнаты и на лестницу, ведущую на первый этаж.

Отправить комментарий

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...